andrey_r74

Category:

МИРСКАЯ ВЛАСТЬ. ЭПИЗОД 2. АТАКА КЛОНОВ.

(По материалам статьи «Образ государя в московском обряде Вербного воскресенья» Майкла С. Флайера).

Образы московских царя и митрополита в обряде Входа Господня в Иерусалим имели уникальный мистический характер. Как известно, митрополита, сидящего на осле, в Вербное вооскресенье смиренно вел под уздцы сам царь. Рукописные свидетельства, русские и иностранные, говорят о том, что обряд Вербного воскресенья зародился в Новгороде и занесен в Москву после 1542 г., когда митр. новгородский Макарий стал митрополитом московским.

Очень важно понимать, что разыгрывание перед всем двором и иностранными посланниками роли смиренного и подвластного церкви управляющего государством монарха не имело никакой политической выгоды. Именно Вербное воскресенье позволяло Царю ежегодно указывать подданным, что именно он, московский царь, а не свергнутый византийский император, держит бразды правления, и что именно он, ведет православное христианство по предначертанному пути.

Царь, выступающий в эсхатологической роли конюшего, с одной стороны смиренно тащит осла, с другой - авторитарно прокладывает путь в Иерусалим с тем чтобы обеспечить спасение для православной паствы. Восприятие гражданами Москвы как Нового Иерусалима служили напоминанием, что конец света может настать в любую минуту. Обряд подчеркивал образ идеального государя, сильного лидера, однвременно смиренного и властного, способного вывести свою паству к спасению и до, и после конца света.

В Вербное воскресенье в Москве разыгрывалось иконописное изображение Входа. Участники этой живой картины помогают неосязаемому претвориться в плоть, в согласии с византийским пониманием искусства. Живая картина полностью соответствует иконописному прототипу: в ней представлены и ученики, и горожане, и дети, расстилающие одежды, и дети, сидящие на дереве, и само плодоносное дерево; осел представленный ряженой лошадью, а Спаситель митрополитом. Единственный, для кого тут не нашлось исторического или иконописного прототипа, - это царь.

В середине 17 века обряд стал проводиться во многих епархиях. В результате Собор 1678 г. позволил проводить обряд только в Москве, в знак духовного первенств московского шествия.

К концу 17 века иконографическое видение обряда уступило место светскому. Петр 1 в 1697 г. отменил обряд Вербного воскресенья.

Примечание. Дети пришли в иконопись не из традиционного Евангелия, а из апокрифического Евангелия Никодима, где именно дети, а не безымянные толпы, расстилают одежды перед Христом - древний знак признания царя-помазанника.
Примечание. Дети пришли в иконопись не из традиционного Евангелия, а из апокрифического Евангелия Никодима, где именно дети, а не безымянные толпы, расстилают одежды перед Христом - древний знак признания царя-помазанника.
Вячесла́в Григо́рьевич Шварц .«Вербное Воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти», (1865), холст, масло — Государственный Русский музей.
Вячесла́в Григо́рьевич Шварц .«Вербное Воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти», (1865), холст, масло — Государственный Русский музей.


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.