ABSENT (andrey_r74) wrote,
ABSENT
andrey_r74

Categories:

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ - 1. ЗДАНИЕ ФСБ НА ЛУБЯНКЕ.

Мало кому известно, что здание ФСБ (КГБ) на Лубянке было построено по проекту А.В.Щусева на месте стоявшего там ранее Дома Страхового общества "Россия". Главный вопрос: почему именно на этом месте, а не на каком-либо другом? Наверняка у градостроителей есть ответ на этот вопрос, но прежде чем услышать официальную версию, попробуем порассуждать. Сделаем это насколько возможно кратко, но по сути.

Для начала зафиксируем сказанное ранее связкой: Страховое общество - КГБ.
Далее вспомним, что фасад здания КГБ это стилизация Папской канцелярии (Дворца канцелярии). И преобразуем связку Страховое общество Россия - КГБ в Страховое общество - Инквизиция, на том основании, что две всемирно известные структуры - католическая и советская - выполняли весьма схожие функции.
А теперь попробуем напрячь память, чтобы из большого списка самых известных и популярных произведений русской литературы выбрать те, в которых упоминалось о страховых обществах и инквизиции, и поищем связь между ними.
Говоря об инквизиции, не надо особо думать - это роман "Братья Карамазовы" Ф.М. Достоевского с известной пятой главой -"Великий инквизитор".
А упоминание о Страховом обществе можно встретить в романе И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев", также в пятой главе - "Великий комбинатор".

Сопоставим последовательность событий 5 главы "Великий комбинатор" и 5 главы "Великий инквизитор":

Великий инквизитор. Глава 5. ("Братья Карамазовы")
1. Христос появляется в Севилье.
2. Исцеляет слепого.
3. Приходит к собору и воскрешает девочку.
4. Встречается с великим инквизитором.
5. Оказывается в тюрьме Святого судилища.

Великий комбинатор. Глава 5. («Двенадцать стульев»)
1. Остап - великий комбинатор - появляется в Старгороде.
2. Прогоняет мальчика, просившего 10 копеек.
3. Приходит на рынок и продает астролябию(!).
4. На рынке мимо Остапа два раза проходит агент Старгуброзыска.
5. Остап оказывается перед зданием с вывеской «СССР, РСФСР. 2-й дом социального обеспечения СТАРГУБСТРАХА» (Страховое общество Старгородской губернии).

Как видно из сопоставления, здание КГБ на Лубянке - стилизация Папской канцелярии (Дворца Канцелярии), - именно это творение Щусева, построенное в центре Москвы, на Лубянке, в середине 40-х годов 20 века, на месте Дома Страхового общества Россия, делает возможным сопоставить и связать "тюрьму Святого судилища" из 5 главы "Великий инквизитор" Достоевского и "СТАРГУБСТРАХ" из 5 главы "Великий комбинатор" Ильфа и Петрова.
Здание КГБ, стоящее на месте здания Страхового общества, указывает на необходимость сопоставления и исследования связи двух романов, так как роман "Двенадцать стульев" написан на 20 лет раньше (1927 г.), чем построено здание КГБ на Лубянке. И без творческого вклада Щусева, обсуждаемые сопоставления едва ли были бы возможны.

(И в творчестве архитектора Щусева и в творчестве Ильфа и Петрова немало многоговорящих пересечений, хотя биографии об их прямом знакомстве умалчивают. Например, восхитительное описание в романе "Двенадцать стульев" творения Щусева - Рязанского вокзала (современное название - Казанский вокзал), - построенного в год написания "Двенадцати стульев" (1927 г), скорее всего не оставило Алексея Викторовича Щусева равнодушным к творчеству одесситов).

Обнаружив поверхностную внешнюю связь двух романов, попытаемся уловить их глубинное единство в основе основ - Евангелии.

В 17 главе «Золотого теленка» («Блудный сын возвращается домой») рассказывается об охмурении Козлевича ксендзами и последовавшем негодовании Остапа. А в самом начале главы дается характеристика Великого комбинатора: «Великий комбинатор не любил ксендзов. В равной степени он отрицательно относился к раввинам, далай-ламам, попам, муэдзинам, шаманам и прочим служителям культа».

О Великом инквизиторе сказано много, например, «…человек, тайно не верующий, под маской веры должен был стремиться к овладению умами и сердцами пасомого стада. Величайшая гордость и глубокое презрение к опекаемым должны были руководить его практической программой. Только избранные и прежде всего он сам, инквизитор, имеют право понимать и сознавать, где добро и где зло: народ ничего не понимает и не должен сам устраивать свою судьбу». (Г.И. Чулков. Как работал Достоевский).

Великий комбинатор сам противопоставляет себя Великому инквизитору: «Я сам склонен к обману и шантажу, — говорил он, — сейчас, например, я занимаюсь выманиванием крупной суммы у одного упрямого гражданина. Но я не сопровождаю своих сомнительных действий ни песнопениями, ни ревом органа, ни глупыми заклинаниями на латинском или церковнославянском языке. И вообще я предпочитаю работать без ладана и астральных колокольчиков». (Второй абзац 17 главы).

Итак, имеем: две пятых главы, Великий инквизитор, Великий комбинатор, притча о блудном сыне. Распределить роли несложно.

Командор Остап Бендер – образ предводителя бунтовщиков, о возвращении которых говорит Великий инквизитор. Он же – еще не возвратившийся домой блудный сын из притчи. А Великий инквизитор – это тот самый старший брат из той же притчи.
Главное разочарование старшего брата (в притче) связано с тем, что он уже видел себя единственным наследником отца и рассчитывал, что к нему, а не к отцу вернется младший брат – предводитель бунтовщиков, оставивший свой дом. Желание смерти отца у старшего брата характерно и очень точно подмечено Достоевским. Вспомним слова самого автора пьесы с одноименным названием "Великий инквизитор" - Ивана Карамазова: "Все желают смерти отца".
Великий инквизитор – это обиженный на отца старший брат, своим трудом и исполнительностью заслуживший (по его мнению) право быть единственным наследником. Ему кажется, что он знает три желания младшего брата – страдающего слабосильного бунтовщика: кому-то поклониться, вручить свою совесть, соединиться в единый согласный муравейник. И знает три силы, с помощью которых можно пленить совесть слабосильного бунтовщика, и которыми не воспользовался любящий отец: чудо, тайна, авторитет. Но он ошибается - ошибка его в том, что эти суррогаты любви младшему брату не нужны (в том числе и они стали причиной бегства в страну далече) – они могут вернуть старшему брату лишь слабосильного Козлевича, но не командора. Командор вернется только к отцу.

На первый взгляд, мы исчерпывающе ответили на наш вопрос (почему здание КГБ построено именно на этом месте, а не на каком-либо другом?), но исследования привели нас к более важным открытиям.
Теперь, благодаря Щусеву, мы можем попытаться ответить на вопрос: о чем хотели сказать нам своими непростыми комбинациями Ильф и Петров?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments